Воспитание в духовных традициях Вопросы воспитания в разных традициях и не только

Воспитание детей в духе инициатических традиций

Воспитание детей в духе инициатических традиций

Fr. N. O.: Очень жаль, что у нас нет сейчас женской половины группы, потому что именно женщинам, я думаю, было бы интересно. У нас в О.Т.О. есть несколько детных телемитов. Чем больше детных телемитов, тем актуальнее и вопрос о воспитании детей в инициатической традиции, скажем так.

Игорь Спрейс: Когда в школе будут основы православия, она придёт подготовленная, возьмёт папин посох и будет этим папиным посохом благословлять…

Fr. N. O.: Ага, Από παντός κακό δαίμονος :) Ей не нужен папин посох, у неё уже свой посох есть.

Слушатель: Или как на той фотографии, где ученик сзади написал «Бога нет».

Fr. N. O.: Так вот, начинать надо до рождения. Эланора была зачата конкретно в результате эксперимента по сексуальной магии, со всеми представлениями о том, что у неё должно быть: что у неё должно быть от папы, что — от мамы. И, в общем-то, во многом на данном этапе… Где-то, конечно, есть косяки в этом плане, но в основном то, что мы предполагали, — оно в значительной степени совпало.

Следующий момент. Мы планировали таким образом, чтобы её рождение приходилось на момент летнего солнцестояния. Соответственно, зачатие проходило в районе осеннего равноденствия. Причём по биологическим причинам непосредственно на этот период не было возможности это сделать — было позже. И врачи говорили, что рождение будет примерно через десять дней после солнцестояния, но она сама решила родиться строго в день летнего солнцестояния, 21 июня, то есть на десять дней раньше, чем говорили врачи[1].

Затем мы проводили её крещение.

Слушатель: Ну, крещение — это как-то…

Fr. N. O.: Нет, крещение — как раз правильно, потому что в ритуале присутствовал крест, присутствовало четыре человека — родители и, так сказать, крёстные (крёстная со стороны папы и крёстная со стороны мамы — они обе были женского пола, из близких друзей папы и мамы), обнос по стихиям… Был проведён ритуал — не помню уже, к конкретному дню после рождения мы не привязывались — как получилось. Проводили по нашему ритуалу, по общеколдунскому, ближе к викканскому (жена — викканка, то есть к теме магии тоже причастна; у меня есть что возразить викканам, но конкретно тамошний символизм в этом случае меня вполне устраивал).

Эланора: Пап, ты ещё не про Орден?

Fr. N. O.: Нет, до этого мы сейчас дойдём. Ещё до того, как мы придумали эту систему с Орденом, я уже начал… не только я, но и её мама: в каких-то викканских ритуалах, связанных с колесом года, Норка участвовала. Я тогда на эту тему ещё не особо старался говорить, потому что она в то время ещё недостаточно это осознавала: для неё просто было, что красиво что-то делают, вот и всё, смысл она вряд ли могла понять.

Но по мере возможности я тоже стал ей всё это объяснять. Во-первых, у нас на компьютере была заставка со знаками зодиака. Норку заинтересовало это, она стала спрашивать, что это за значки, и из этого появился разговор о знаках зодиака. Нашёлся вариант с распечаткой её гороскопа. Разумеется, не всё из этого она запомнила, но, во всяком случае, знаки зодиака она уже помнит, некоторые из них помнит с учётом того, что в какое время. Планеты и знаки планет она более-менее хорошо узнаёт. Более того, сейчас дойду до схемки со Смешариками — Древа Смешариков.

Слушатель: Интересно было бы о Смешариках…

Fr. N. O.: Я сейчас как раз об этом буду рассказывать, с чего у нас началось всё по Ордену[2]. Знаки планет она уже воспринимает, многие из них — даже с символизмом. Нора, Меркурий с чем связан, какие его свойства?

Эланора: Быстрый!

Fr. N. O.: Вот видите. На самом деле она знает на эту тему больше. Мы проговариваем: это скорость, перемещение ценностей, торговля. Помнишь, это связано с третьей степенью. Какая у тебя будет привилегия на третьей степени?

Эланора: Не помню.

Fr. N. O.: Нора, ну всё ты помнишь прекрасно! На третьей степени у Норы предполагается первый поход в магазин. Помните: Меркурий — торговля, перемещение, почта, всё такое? По Ордену сейчас подробнее расскажу, но вот о символизме планет мы говорили.

У неё долгое время было плохо со сном: она часто просыпалась, плакала, брыкалась и так далее. Многими путями мы старались с этим бороться, но, помимо прочего, я проводил с нею начальные занятия по осознанным сновидениям. Мы начали с самого простенького. Нора, сны из чего состоят у тебя?

Эланора: Из точечек.

Fr. N. O.: Вот. Сны состоят из точечек. Я рассказывал о том, что когда мы закрываем глаза (вот закройте глаза!), то видим перед собой кучу точечек. И когда какие-то образы возникают, ими можно мысленно управлять. Помнишь, Нора?

Эланора: Я уже делала такое. Сначала вижу — просто темнота, без всяких рисунков, тогда открываю глаза — и опять, и всё…

Fr. N. O.: Она учится ещё в таком неспящем состоянии создавать и передвигать образы перед глазами, исходя из своего желания.

Эланора: Я могу танцевать с палочкой с закрытыми глазами. [Танцует с закрытыми глазами с подаренной ей хозяином квартиры «волшебной палочкой».]

Fr. N. O.: Я ей подарил комплект рун. Правда, керамический, чисто фабричный. Она какое-то время с ними поработала, потом не занималась. Но важно, что они у неё есть уже, и при желании она может заниматься дальше.

Эланора: Пап, а ещё, помнишь, как я сделала зиму?

Fr. N. O.: Об этом я расскажу, естественно.

Диониз Пошка: Это хорошо, что у ребёнка сразу такое выстраивается, правильная картина мира. Я очень жалею, что я, например, в своём детстве ничего подобного не мог встретить. Когда я был в её возрасте, я был наглым ребёнком… Я говорил: «Так расскажи, в чём правда, что делать надо?..» Мне говорили: «Поживёшь — увидишь».

Fr. N. O.: Вот такой момент в её воспитании: когда она задаёт вопросы, у меня просто под строжайшим запретом ответы типа «Поживёшь — увидишь», строжайшие запреты на всяких там «аистов» и «капусту». Если она какие-то вопросы задаёт, я в меру своего понимания, в меру её понимания стараюсь объяснить. Бывает, она, например, спрашивает, почему когда тряпка мокнет, она темнеет, — а я не знаю, что ответить. Я говорю, что это связано с тем, что мокрое как-то по-другому отражает свет, но я подробнее тебе не могу рассказать, а ты подробнее вряд ли поймёшь. Вот в таких случаях я говорю фактически, что «подрастёшь — поймёшь», потому что я не могу на её уровне это объяснить. Если она спрашивает, допустим, как птицы опираются на воздух, или откуда взялся первый человек (такие вопросы она задаёт, уже в этом возрасте и даже раньше!)…

Слушатель: Этот вопрос даже для взрослого человека тяжёлый.

Fr. N. O.: В общем, основы теории эволюции я ей давал. Понятно, в основном на уровне Ламарка: на уровне Дарвина это уже сложнее, а тем более — на уровне синтетической теории эволюции. Но она уже представляет… Вот, Нора, из-за чего бывает так, что люди рождаются без рук, без ног, допустим?

Эланора: Это клетки повреждаются.

Fr. N. O.: Вот. Ну, не совсем правильно: ДНК повреждаются, частички.

Слушатель: Сколько ей?

Fr. N. O.: Почти пять лет.

Слушатель: Ну вот, пять лет. В пять лет дети знают, что такое айфон, но они не знают, что такое «читать».

Fr. N. O.: Так ладно. Нора, какое ты знаешь самое большое число?

Эланора: Число Грэма.

Fr. N. O.: Число Грэма. Понятно, что для неё это просто такая фенечка, про которую она плохо представляет, что это такое, но, допустим, сейчас по нормам детского сада надо считать до восьми, а она считает до двухсот, как минимум.

Слушатель: А что такое число Грэма? Я и сам не знаю…

Fr. N. O.: Всем достаточно знать, что это невообразимо большое число.

Слушатель: Бесконечность?

Fr. N. O.: Нет, это не бесконечность, это самое большое конкретное число, которое когда-либо использовалось в каких-либо математических вычислениях и имело какой-то смысл.

Слушатель: Неопределённое число?

Fr. N. O.: Нет, оно вполне себе определённое. У него определено где-то 500 последних цифр. А первые его цифры неизвестны. Оно изображается стрелочной нотацией, то есть такими способами, которые нигде в обычной жизни не используются.

Слушатель: В общем, высшая математика.

Fr. N. O.: Да. В данном случае это неважно. Важно, что, когда речь идёт о вопросах, я стараюсь ей объяснить, причём старался делать это с самого рождения. Поэтому у неё часто возникают такие вопросы, которые и у взрослых не всегда возникают. Все смотрели, наверное, мультики про кота Леопольда. Помните, например, «День рождения кота Леопольда»?

Слушатель: Нет, я просто помню «Выходи, подлый трус!» и «Ребята, давайте жить дружно!»

Fr. N. O.: Там мыши поставили кирпич на дне рождения, обвязали бантиком, верёвочкой подвязали к вазе с цветами, сами спрятались под ковёр. Леопольд смотрит — кирпич, выкинул в окно, ваза упала, пролилась на мышей и т. д. Я после первого просмотра пересказываю ей этот мультик как сказку на ночь. Она спрашивает: «А мыши были на улице?» — «Нет, — говорю, — мыши были в доме». — «А кирпич он бросил на улицу?» — «Да, кирпич он бросил на улицу». Она спрашивает: «А к кирпичу была привязана ваза?» — «Была». Какой вопрос она задаёт? «Почему кирпич упал туда, а ваза упала сюда?» И мне пришлось уже вечером включать свет, делать систему аналогичную, привязывать хитрой петлёй, которой, естественно, в мультике не было, и показывать, что так всё-таки возможно. Да, вряд ли об этом думали, но всё-таки возможно сделать такую петлю, которая сносит эту вазу, когда кирпич падает за окно.

Ещё. Мультик «Клад кота Леопольда». Помните, мыши откапывают сундук, взрывают замок, оттуда вылезает Леопольд в виде призрака? Какой она задала вопрос? «Если ящик был закопан, если он был закрыт, как туда попал Леопольд?» Ей тогда было четыре года.

Слушатель: Он знал приём телепортации :)

Fr. N. O.: Я сказал, что он, наверное, попросил кого-то помочь закопать себя там. Понятно, что создатели мультика ни о чём подобном не думали, но какие вопросы она задаёт! Я не буду всё это приписывать именно тому, что мы делаем с ней. Я не буду приписывать то, что сейчас она спит нормально, тому, что мы работаем по сновидениям. Там куча всего была вместе, но это в том числе.

Теперь дальше. Где-то год тому назад — я сам любитель «Смешариков», там очень глубокий смысл даже для взрослых, — меня торкнуло составить таблицу соответствий Древа Сфирот[3] и Смешариков. Получилось одиннадцать кружков: никого из основных персонажей нельзя было поставить на Кетер, с другой стороны, пустовала Даат. Поэтому возникла такая система:

smeshariki

Земля, Малкут — Копатыч, понятно, самый такой материалистический, земля, огород, всё такое (это я перехожу уже к твоему Ордену, Нора). Луна, Йесод — витание в облаках, образы… Бараш, поэт. Меркурий, Ход — понятно, кто там самый быстрый, Крош. Дальше: Венера, Нецах. Кто Нецах, Венера? Нюша, конечно! Сложнее всего было с Тиферет и с Хесед, но, в принципе, подумав, я решил поставить на Тиферет Совунью, потому что это здоровье, забота об окружающих: Солнце светит всем, и т. д. С Гебура тоже были сложности, но я стал исходить из того, что Гебура — это не только война и всё такое, но ещё и экспрессия, целенаправленность, энергия, молния. Пин. Понятно, что военных там нет…

Слушатель: Пингвин немец, вояка…

Fr. N. O.: Да-да, вот он и есть Пин. Он ещё связан с электричеством. Я не думал на тему того, что он вояка, но у него немецкий акцент, может ассоциироваться с воякой. Дальше сложность была с Юпитером, с Хесед. Там нет правителя, а Юпитер — это глава. Но я пошёл с другой стороны, Юпитер — ведь это ещё и уравновешенность, спокойствие, поэтому поставил (нет, не Карыча, Карыч — персонаж слишком очевидный) Ёжика, за уравновешенность. Один из самых подвисающих, согласен, но, в принципе, поставил его. Дальше у нас Даат, Бездна, космическое пространство — это робот Биби, он всегда за хрен знает сколько планет отсюда. Кар-Карыч — это очевидно. Он фокусник, любитель всяких розыгрышей, это Бина, Сатурн, сатурнический персонаж, любитель мрачного мистицизма.

Слушатель: А лося куда?

Fr. N. O.: А Лосяш — тут ситуация нестандартная, но достаточно очевидная: он астроном, звёзды, сфера неподвижных звёзд, — соответственно, он у нас Хокма. И возникла сложность: вроде, всех мы исчерпали, но Кетер пустует. С одной стороны, конечно, можно было бы оставить его пустым, просто как источник. Но для ребёнка это было бы некрасиво. Поэтому я вспомнил мультик, где был такой шарик-Менделеев, старичок, похожий на Бога в классическом изображении. Во-вторых, таблица Менделеева — это химия, это законы, это источник, упорядочивание всех элементов от водорода и далее. В итоге поставил туда этого Менделеева.

Сначала это была просто схемка, без подробностей. А потом случился важный момент. Год с копейками назад она посмотрела мультик «В поисках Немо». Когда я первый раз посмотрел, я на одном моменте сполз под стол от смеха, потому что буквально за пару месяцев до этого получал первую степень. И когда я увидел ритуал посвящения в Братство Аквариума, я понял, что этот мультик снимал масон или кто-нибудь знающий (я говорю это без всякого юмора): кто-то, кто не читал об этом из каких-то книжек, а проходил через это. Потому что там есть маленькие-маленькие детальки, о которых никто не будет писать в книжках. С каким видом эта морская звезда и кто-то там ещё хлестанули Немо водорослями. Как креветка забыла вовремя включить фонтан огня. Такие лажи, естественно, никто не будет приводить в описаниях ритуалов, но это то, что всегда присутствует. Ритуал был показан очень живо, и меня этот фильм очень впечатлил. И когда Нора посмотрела этот фильм, её тоже очень торкнуло этим, она стала Немо, она очень близко к сердцу приняла эту историю.

А ещё у нас много раз заходил разговор о рыцарях, мы играли много раз в рыцарей, фехтовали на ножах…

Диониз Пошка: И что это были за рыцари? Тамплиеры?

Fr. N. O.: Просто рыцари, не кто-то конкретный. Потом она ещё смотрела «Легенды ночных стражей». И всё это вместе сложилось в концепцию Ордена. В качестве степеней посвящения у нас стали Смешарики, расположенные по Древу Сфирот, в соответствии с каждой степенью…

Эланора [играет с хозяином квартиры]: Съем папу! И тебя!

Fr. N. O.: Кстати, да, было дело, что она хотела «съесть весь мир, включая Ктулху» (её определение), а потом «из частичек собрать его заново».

Слушатель: Ктулху или мир?

Fr. N. O.: Мир. Всё вместе. Какая космология!

Эланора: Например, как вы тут зависли, так, когда я бы собрала, всё и стояло.

Fr. N. O.: Она задаётся вопросами реинкарнации, трансгуманизма, в своих терминах. Она задаёт вопросы на тему того, может ли человек, если он умер, родиться опять, может ли он создать точно такое же тело… Дальше, нашу аквариумную улитку звали Шуб-Ниггурат, потому что она нарожала много-много детей.

Слушатель: Вы бы ещё рыбку Дагоном назвали!

Fr. N. O.: Дальше, в качестве ночных сказок, помимо пересказов всяких мультиков и т. д., я рассказывал ей истории про Будду («Будда» — это было, наверное, одно из первых двадцати слов, которые она выговаривала). В связи с омелой… какую легенду я ей рассказал? Бальдр, Локи и так далее. Я рассказал ей одну из дзенских историй про монахов…

Антон Образцов [глядя, как Эланора замахивается в чью-то сторону «волшебной палочкой», пытаясь «заколдовать»]: Петрификацио!

Fr. N. O.: Вот сейчас как скажет «Авада Кедавра!» :)

[все смеются, Эланора не очень похоже пытается повторить названное только что заклинание]

Диониз Пошка: Кстати, как насчёт Гарри Поттера?

Fr. N. O.: Не смотрели — и не надо. Это профанация. Нет, может быть, она и посмотрит когда-нибудь, возражать не буду, но я посмотрел один раз — так, через силу…

Диониз Пошка: У меня просто была такая тема, я это посмотрел, мне тоже не понравилось, сказал своему знакомому оккультисту, а он мне говорит: «А как ты думаешь ещё детям объяснять, что магия работает?».

Fr. N. O.: Дальше, что я ещё рассказывал. Мы недавно ходили на музейную ночь, и там пели «Харе Кришна, Харе Рама». В связи с этим я ей рассказал легенду о Раме. Кришна мне как-то не нравится, это один из самых неприятных мне мифических персонажей, да я и плохо помню его историю. А вот в истории про Раму есть один из моих любимых мифологических персонажей, Хануман, поэтому эту историю я ей рассказал с удовольствием. Я ей рассказал о Вавилонской башне, не каноническую историю, а легенду о солдатах Вавилона. Кто-то, может быть, слышал. И как-то раз она пускает самолётики и говорит: «Самолётик вот летит так высоко, как вавилонская башня». Народ сделал большие глаза[4].

А, ну так вот. В результате родилась модель Ордена. По степеням у нас Смешарики, начиная с Копатыча и выше, мистериальная часть при ритуале посвящения у нас основана на истории Немо. Там очень чётко всё это разложено, видно, что человек масон: не только этот момент, но и многие моменты достаточно хорошо. Не знаю уж, подсознательно или намеренно, но в истории Немо достаточно чётко расписан инициатический путь, поэтому мистериальная часть её посвящения состоит из истории Немо. Сейчас она получила свою вторую степень, два элемента этой степени мы уже мистериально проработали — ну, понятно, что в упрощённой форме…

Слушатель: Ага, вот получит потом «степень Менделеева» :)

Fr. N. O.: Но это будет уже в школе и, думаю, не в первом классе.

И здесь что важно. Кто-то говорит, что это запудривание ребёнку мозгов и т. д. Но! На каждой из этих степеней у нас не просто какие-то символические, мистические проработки, у нас конкретные фактические знания. Когда мы идём на степень Копатыча, она сдавала вполне материальные дела: умение одеться-раздеться, сходить в туалет, себя обслужить в туалете, знание техники безопасности по квартире, — никакого мистицизма, строго те знания, которые ей пригодятся.

Теперь привилегии. На каждую степень у неё предполагаются привилегии. Для первой степени у неё привилегия — возможность на пятнадцать минут или около того оставаться дома одной. Всё необходимое для этого она изучила, сначала у неё были занятия: как одеваться, какие опасные и безопасные места и как именно использовать по квартире, пользование телефоном и в каких случаях кого вызывают, и т. д. Потом она сдавала мне по всему этому экзамен, и только после этого получила эту привилегию.

После сдачи экзамена в конце второй степени (пока что привилегию второй степени она не получила, но степень получила) она получит возможность одна гулять во дворе. Почему так? Опять же, символизм. Бараш у нас — это Йесод, Луна. Луна — это что такое? Спутник земли. Земля, Копатыч — дом. Луна — спутник земли — гулять рядом с домом. Ещё на второй степени (поскольку Бараш — это поэт) у неё творческая программа. По творческой программе мы делали мультик (она говорила уже об этом), она писала сказку (кстати, сказка очень космогоническая поучилась).

Третья степень — это Крош, Меркурий. Я уже говорил, что в числе экзаменов на вторую степень (сначала вторая степень, а потом она сдаёт экзамены) будут экзамены, связанные с техникой безопасности во дворе, ну и многие такие, связанные с этим, потому что машины во дворе всё-таки ездят. Экзамены третьей степени предполагают поход в магазин. Это техника безопасности на улице (хотя в ближайший магазин дорогу переходить не надо, но всё равно — переход через дорогу), умение считать (не просто до скольки-то, а умение считать деньги, грубо говоря)… Без умения читать она тоже этот экзамен не сдаст: надо, как минимум, уметь читать ценники, потому что привилегия связана с походом в магазин.

Кстати говоря, важный момент: для многих сходить в магазин — это нагрузка, обязанность. У неё это подаётся как привилегия. Точно так же как привилегия подаётся возможность убрать в комнате. Многие эти дела подаются как привилегия, чтобы она этого хотела. То есть, опять же, без какого-то непонятного мистицизма, это строго всё практические знания. И так далее.

Игорь Спрейс: Это просто очень продвинутая педагогика.

Fr. N. O.: А, да, вот ещё важный момент, который я упустил. На всех степенях, как и положено в инициатической организации, у нас есть посвятительские тайны, те вещи, которые мы только между собой: это магическое имя и знак степени, как положено, всё это прорабатывается. Это только между нами, вообще, никому больше: ни маме, ни бабушке. Точно так же, как я ей не говорю тайны моего Ордена (это тоже не для неё и ни для кого ещё), то же самое и наш с ней Орден. Это не просто следование какому-то инициатическому пути, это ещё и умение хранить чужую или общую тайну, чтобы она понимала, что есть вещи, которые можно рассказывать не всем.

Дальше. У нас есть специальная тетрадка, где у нас записано, какие экзамены, на какой степени, что из этого пройдено — всё отмечаем. Не буду подробно всё рассказывать, степень у неё сейчас вторая, а в планах мы дошли где-то до Тиферет. На Тиферет будет ряд важных моментов, когда у неё уже сложится круг собственных интересов (нет, до мировоззрения рано, так что — когда у неё сложится собственный круг интересов). Как это связано с Тиферет, понятно — объяснять не надо.

А теперь следующий момент. Нора-Нора, расскажи про зиму, как сможешь, а потом я расскажу.

Эланора: Мы ходили звать Деда Мороза, и когда выходим, там уже снег падает. Потом всем уже надоела зима, и я поколдовала, и через несколько дней была весна.

Fr. N. O.: Теперь рассказываю подробнее. 6 января мы пошли на ёлку. Я ей перед тем, как это всё началось, говорю, что такие утренники — это мистерия, это ритуал… И действительно, я ходил раньше на такие утренники, например, к ним в садик, и там было хорошо видно, что это мистерия. Когда она спросила, что это такое, я сказал, что это такой совместный ритуал. Вы помните: начало января, тепло?

Слушатель: Да, снега вообще не было!

Fr. N. O.: Он был немного ещё осенью. А когда мы на утренник зашли — тепло, всё хорошо, и они, как и положено, проводили «ритуал призывания сил зимы», то есть, вызов Деда Мороза. После этого выходим с утренника — идёт снег. Этот снег продержался три недели подряд (или даже больше, чем три недели, что для нашей области, как вы знаете, не характерно). Причём опять обращаю внимание, что это произошло сразу во время этого ритуала.

Антон Образцов: Ты параллели какие-то проводишь?

Игорь Спрейс: В это время везде такие утренники проводят.

Fr. N. O.: Да, конечно. Может, не во всех, но во многих, и, по крайней мере, в это время утренник был у неё. Понятно, что не надо строго на неё это завязывать, но тем не менее. Потом была коротенькая оттепель — и зима зарядила ещё чёрт знает на сколько, до марта.

Потом ситуация. Всем уже зима надоела, и вот я уже те, кому я рассказывал, что это она зиму сделала, все говорят: попроси ты её, чтобы она убрала зиму. Я ей это говорю. Она ничего напрямую не сказала, потом смотрю — ходит с посохом… (Да, посох: она нашла какую-то палочку, я ей сделал из неё настоящий магический посох. Там знаки зодиака, знаки стихий и знаки планет. Она вполне всем этим пользуется и знаки эти знает.) Ну так вот. Смотрю, она ходит с посохом, что-то шепчет. Потом походила, пошептала, постучала посохом и говорит: «Завтра будет таять». На следующий день температура плюс один. На следующий день. Ровно следующий день. На следующий день плюс два, потом несколько раз ещё немного потеплело, потом опять небольшое похолодание было, но важно, что на следующий день, как она и сказала… Можно давать этому причинно-следственное объяснение, можно синхронистическое, можно просто считать случайностью, но две такие случайности — начало зимы и конец зимы — это уже интересно.

Антон Образцов: А вот русские народные— знаешь, как делали? Девочки такие выходили и пели: [поёт] «Уйди, зи-и-и-и-ма!.. Приди-и-и-и, весна! Уйди зима, приди весна!» — и всё. «Ярись, Ярила! Явись, Ярила!» И всё происходило, такая же ситуация, как у тебя. Не надо никаких магических палочек и так далее. «Закличка весны» называется.

Fr. N. O.: Тем не менее, после того, как язычники выезжали на масленицу, пошёл анекдот, что «чучело Масленицы выжило и стала мстить». Потому что зима после заклинания не прекратилась.

В любом случае, немножечко подытожу по системе воспитания. Момент первый: по мере возможности отвечать на все вопросы так, как говорил бы со взрослым, но не знающим этой темы человеком. Следующий момент — только правда, только честные ответы. Я могу что-то не знать, и тогда говорю: «Я не знаю». Я могу знать разные версии, и тогда говорю разные версии. Если я что-то знаю, я объясняю по мере возможности.

Работа даётся как привилегия. Не всякая, конечно, но по мере возможности работа даётся как привилегия. Дальше. Инициатическая система получения знаний и привилегий. (Кстати говоря, когда я был маленький, мне давали воинские звания. Здесь в какой-то степени аналогично.) Инициатическая система — то есть посвящение, привилегии, тайные слова, орденские тайны, — именно такая ступенчатая, иерархическая система. Проработка по мере возможности мифологии, причём желательно не одной мифологии.

И важно, что в этой посвятительской системе, конечно, могут рассматриваться какие-то оккультные моменты, но основной акцент делается на чисто практических знаниях, которые ребёнку её возраста действительно нужны и которые связаны, во-первых, со степенью, а во-вторых, на практике связаны с той привилегией, которую она получает.

Ещё один момент, наверное, самый сложный для меня и для окружающих, но который я считаю необходимым и который приходится делать. Никакого акцента на послушание. Акцент на понимание.

Игорь Спрейс: Конечно, понимание пониманием, но тут достаточно тонкий момент…

Антон Образцов: А когда есть понимание, то и послушание возникает. Одного поля ягоды.

Игорь Спрейс: Понимание пониманием, но обратите внимание: когда ребёнок разгалделся, одно слово, спокойно сказанное, — и она спокойно села и слушает папу.

Владимир: Просто ребёнок просто впитывает энергетику, в которой растёт.

Fr. N. O.: Если что-то нельзя, я всегда объясняю, почему именно нельзя: для кого это опасно (в том числе для неё), для кого это неприятно, какие от этого могут быть последствия, и т. д. Если я не могу объяснить ей, почему именно это нельзя, я считаю не вправе говорить ей, что это нельзя. В лучшем случае я говорю: «Так не принято». Вот, например, я не могу ей объяснить, почему люди не едят людей. Я говорю ей: «Так не принято сейчас». Если живого — понятно: это убийство, да…

Игорь Спрейс: Каннибализм — понятно, он всегда был, и там, где он был, главное блюдо было — печень врага. А с печенью врага часто передаются разные опасные заболевания.

Fr. N. O.: Это понятно, но это конкретные случаи, и они не объясняют ситуации в целом. Вот я, например, хочу, чтобы меня после смерти съели мои друзья. Если я не буду больным или ещё что-то такое.

Слушатель: С женой разногласий не возникало?

Fr. N. O.: С женой большие разногласия, у нас полуразводное состояние сейчас, в том числе из-за ребёнка. Вот в связи с этим акцентом — не на послушание — и с мамой, и с бабушкой много разногласий.

Слушатель: Ну, понятное дело, бабушке надо, чтобы ребёнок просто слушался.

Fr. N. O.: Ну, да. Вот, в принципе, основные моменты я отметил — на этом, наверное, всё. Есть вопросы какие-то?

Владимир: Изначально, когда ребёнок воспитывается в магических традициях, вопросов возникает миллион, начиная от…

Fr. N. O.: А, «сектанты»…

Владимир: Нет-нет. Что вот чуть-чуть подрастёт ребёнок, и со сверстниками уже общаться не может. А здесь получается, что ты хорошо готовишь к жизни…

Игорь Спрейс: Интеграция в общество. Как это говорится, «магия должна облегчать жизнь, а не усложнять её».

Fr. N. O.: Со взрослыми, конечно, она общается легче, чем с детьми.

Антон Образцов [Эланоре]: Расскажи что-нибудь.

Эланора: Я пошла в очень хороший садик. Там есть и бассейн, и кислородные коктейли — всё там есть. И там много всяких игрушек.

Fr. N. O.: О чём ты рассказываешь в садике на тихом часе другим детям?

Эланора: То про Зверя, Выходящего из моря, то про уток.

Fr. N. O.: Вы слышали, о чём она рассказывает? Про Зверя, Выходящего из моря, она рассказывает в садике :)

Игорь Спрейс: А что это за Зверь, Выходящий из моря?

Fr. N. O.: Когда она ещё совсем маленькая была, я делал ей в ванной вот такого зверя, выходящего их моря, из пальцев. Понятно, откуда корни растут, но на это я ей наслаиваю символизм всего этого тоже. И ещё один интересный момент. Ей как-то попался набор чисел — может быть, видели фотографию? — набор циферок. Первое число, которое она сложила, догадайтесь какое?

Слушатель: 666.

child-numerology

Игорь Спрейс: Раз она Некрономикон знает, будет сказки одноклассникам таки-ие рассказывать!..

Fr. N. O.: Ну да, такие сказки, что одноклассники спать будут бояться :)

Слушатель: «Ты какую сказку знаешь?» — «Про Карлсона». — «А ты какую сказку знаешь?» — «Про Ктулху». — «Про кого?» — «Про Ктулху».

Антон Образцов: То, что вы говорите, конечно, смешно. Ребёнку Некрономикон давать — это… Нужно ей Пушкина «О рыбаке и рыбке», или о курочке Рябе, там тоже космология…

Fr. N. O.: Нет, Пушкина «О рыбаке и рыбке» мы ей тоже читаем. Кстати говоря, о сказках. Помните «Краденое солнце»? Мы смотрели мультик, и при этом я ей рассказываю, что это древняя легенда про поедающее Солнце чудище, змея и т. д.

Слушатель: А что плохого, если она будет знать Некрономикон? Это всяко лучше, чем мультфильм про приключения какашки, который выпустили недавно… Есть и такая сказка!

Антон Образцов: Ребята, есть масса сказок народов мира! Сказки алтайских народов очень интересные. А почему нет, раз вы Некрономикон даёте…

Fr. N. O.: Да не даём мы Некрономикон ей ещё читать! А насчёт сказок — я ей любые сказки могу читать.

Антон Образцов: Африканские сказки, австралийские, сказки Океании…

Fr. N. O.: Всё читаем. Я ей читаю на ночь легенды. Про Бальдра, про Локи — соответственно, и про всех детей Локи…

Антон Образцов: Это тоже можно.

Fr. N. O.: Конечно же, всё можно рассказывать.

Слушатель: Ты её бьёшь хоть иногда?

Fr. N. O.: Нет. Вот, кстати, насчёт физического воздействия. Бывает, что она на меня нападает, пытается побить. Я начинаю защищаться, тоже отбрыкиваюсь от неё…

Эланора: Вот так!.. [показываем, как мы «дерёмся»]

Fr. N. O.: И даже если она начинает нападать на меня с какой-то агрессией, у нас это переходит в тренировку, и мы начинаем с нею пинаться по-всякому, да. Если же она пытается схватить что-то, что опасно, то я могу резко отдёрнуть её, толкнуть. Но чтобы просто её ударить — нет, такого не бывает… Разве что когда играемся, могу подшлёпнуть, не как наказание.

Слушатель: А чтобы снять ремень?

Fr. N. O.: Нет, ничего такого. В своё время большие конфликты с женой были у нас в том числе из-за этого. Она не просто из каких-то воспитательных соображений, а выходила из себя и могла стукнуть. Из-за этого у нас были серьёзные конфликты. Больше никаких вариантов, чтобы я Норку как-то ударил. Или в таком поединочке, или дружеское похлопывание, или чтобы от чего-то уберечь.

Забыл сказать ещё один важный момент насчёт воспитания: мы с нею практикуем Ритуал Воли. Понятно, что Великое Делание для неё — слишком абстрактное понятие, чтобы об этом говорить, но я в целом объяснил ей, что это такое. В общем же — мы говорим после «Для чего я желаю есть и пить?»: «Чтобы укрепить тело» и «Чтобы не болеть, ходить нормально в садик, заниматься интересными делами и т. д.». А в остальном формула та же самая[5].



[1] На лекции я забыл упомянуть, что в роддоме проводился также ритуал запечатления (импринтинга). Я носил её на руках особым образом: глядя в глаза (у неё очень рано появился фиксированный взгляд, не свойственный новорождённым) и укачивая её так, чтобы её лицо попадало то в освещённую, то в неосвещённую область, настраиваясь на эмоциональный контакт с нею. В результате мы с нею сейчас гораздо более близки, чем она с матерью, бабушкой или кем угодно ещё.

[2] Он называется Орден Мельницы, по известным только нам с дочкой ассоциациям.

[3] Модель Древа Сфирот с планетарными и прочимы соответствиями мы прорабатываем также на детской игре «в классики» — в модификации, основанной на Древе. Даат, например — это «бездна» (часто обозначается в классиках как «огонь»), куда можно «провалиться».

[4] Также я забыл упомянуть на лекции про колоду Таро Цитадели, которую мы с нею делали; подробнее см. в № 56, http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_cl020024_55).

[5] Также в воспитательных целях регулярно звучит фраза из Книги Закона «Успех — вот твоё доказательство».

Транскрипт составил Дмитрий Маслов, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.